Media playback is unsupported on your device
Ядовитый газ на Венере — признак жизни?
В трудном процессе поиска учеными внеземной жизни, возможно, впервые произошел серьезный прорыв. В атмосфере Венеры им удалось обнаружить редкое химическое соединение, которое может указывать на существование там живых микроорганизмов.
Об этом в понедельник объявила международная команда ученых под руководством профессора Университета Кардиффа Джейн Гривз на специально созванной для этого пресс-конференции. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Astronomy.
Обнаруженное вещество — фосфин (гидрид фосфора, PH₃) — это бесцветный ядовитый газ, который крайне редко встречается в естественных условиях. На Земле его в основном получают искусственным путем — в результате химической реакции на производстве.
Также фосфин выделяется при ударе молний и в результате вулканической активности, однако лишь в очень небольших количествах, а на Венере обнаружены значительные запасы этого газа.
- На Плутоне можно увидеть сердце — и другие малоизвестные факты о карликовой планете
- Астрономы увидели в небе яркую вспышку. Это столкнулись две черные дыры
Это и позволило ученым выдвинуть сенсационную гипотезу. Дело в том, что естественным путем в таких количествах фосфин может быть получен в результате жизнедеятельности бактерий, живущих в бескислородной среде.
По словам астрономов, они проверили другие возможные объяснения — все, какие только смогли придумать, — и в настоящий момент именно версия биологического происхождения газа кажется им наиболее вероятной.
Правообладатель иллюстрации
ESO / M. Kornmesser / L. Calçada & NASA / JPL / Ca
Image caption
Так выглядят молекулы фосфина в атмосфере Венеры глазами художника
«Мы проводили эксперимент из чистого любопытства — просто чтобы испытать возможности такого мощного телескопа, как JCMT, — вспоминает профессор Гривз. — Я думала, нам удастся исключить возможность самых экстремальных вариантов — вроде того, что облака [на Венере] просто кишат живыми организмами».
«Но когда мы получили первые указания на наличие в [атмосфере] Венеры фосфина, это был шок», — говорит она.
«Убедительные доказательства»
Венера находится почти в полтора раза ближе к Солнцу, чем наша планета, и ее поверхность слишком раскалена, чтобы на ней могли существовать какие-либо формы жизни. Средняя температура там составляет около 460 градусов Цельсия — в таких условиях плавится даже свинец.
Впрочем, так было не всегда: ученые уверены, что когда-то давно климат на планете был значительно мягче и ее поверхность с большой вероятностью была покрыта океанами, в которых вполне могла зародиться жизнь.
Правообладатель иллюстрации
JAXA / ISAS / Akatsuki Project Team
Однако сильный парниковый эффект (атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа) привел к тому, что в итоге планета нагрелась куда сильнее, чем расположенный ближе к Солнцу Меркурий, и океаны там испарились.
Тем не менее ученые уже несколько десятилетий подозревали, что на Венере все же успели зародиться микроорганизмы, которые могут до сих пор продолжать существование в атмосфере.
Чтобы проверить эту догадку, астрономы подробно изучили планету при помощи расположенного на Гавайях огромного инфракрасного телескопа JCMT (диаметр главного зеркала — 15 м), а затем уточнили полученные данные при помощи комплекса ALMA, состоящего из 45 телескопов в чилийской пустыне Атакама.
Поиски вели на высоте 50-60 км от поверхности, где расположен постоянный облачный покров планеты. Хотя состоят эти облака в основном из ядовитого сернистого газа и капель серной кислоты, температурные условия там вполне пригодны для поддержания жизни.
Именно там и был найден редкий газ — или, если совсем точно, некое вещество, поглощающее невидимые волны в соответствующем диапазоне. Проведя необходимые расчеты, астрономы пришли к выводу, что это может быть только фосфин.
Правообладатель иллюстрации
Greaves at al., Nature Astronomy
Image caption
Впадина на графике слева показывает расчетное поглощения волн молекулами фосфина, справа — результаты практических наблюдений телескопа
Несколько лет ученые проводили расчеты, пытаясь понять, какие химические или физические реакции могут производить фосфин в таком количестве (примерно 20 молекул из каждого миллиарда). Последовательно исключив возможные объяснения одно за другим, они пришли к наиболее вероятному заключению: газ имеет бактериальное происхождение.
«Мы считаем, что нашли этому очень убедительные доказательства», — заявила на пресс-конференции одна из соавторов работы, профессор Массачусетского технологического института (MIT) Сара Сигер.
При этом авторы статьи подчеркивают: пока это лишь свидетельство того, что жизнь на Венере может существовать — а не доказательство того, что она там действительно существует. Не исключено, что обнаруженный фосфин имеет какое-то другое, не известное нам пока происхождение.
Правообладатель иллюстрации
Will Montgomerie / EAO / JCMT
Image caption
Телескоп на Гавайях, при помощи которого проводили наблюдения
Окончательно подтвердить или опровергнуть эту догадку можно будет, только отправив к Венере специальную космическую миссию. Ближайшая из намеченных экспедиций — проект Роскосмоса «Венера-Д», в котором также принимают участие США, Япония и Евросоюз.
По плану, в составе миссии будут орбитальный спутник, посадочный аппарат, и «малая долгоживущая станция», а стартовать экспедиция должна с космодрома Восточный в одно из возможных окон: в 2026, 2028, 2029 или 2031 году.
Отвечая на вопрос Русской службы Би-би-си о том, займется ли «Венера-Д» проверкой оглашенной в понедельник захватывающей гипотезы, ученые сказали, что еще не связывались по этому поводу с Роскосмосом.
Однако в прошлом году один из руководителей этого проекта, ведущий научный сотрудник Института космических исследований Людмила Засова, упоминала, что в число задач экспедиции входят и поиски жизни
«Предполагается поставить на американский аэростат флуоресцентный микроскоп для поиска следов белковых соединений в пробах воздуха», — цитировало тогда Засову РИА Новости.
Последнее заявление астрономов сильно повышает шансы на то, что поиски эти вполне могут увенчаться успехом.